?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О городском транспорте

Видимо, опять состоялось какое-то заседание, посвящённое этой проблеме, потому что фонтанка разразилась целой серией заметок и статей. Вот одна из них, большая, с грозным предупреждением в заголовке: «Социальные перевозки вытеснят маршрутки. По-европейски».
В принципе, все вопли «официальных перевозчиков» стары как мир. Маршруточники козлы, они виноваты во всех авариях, они возят наших пассажиров, они отбирают наши деньги... ну и просто козлы.
Зацепили некоторые псевдоматематические выкладки. Дальше много слов, которые стоит сразу убрать
Перевозчики хотят попросить у губернатора денег. Они убедили депутатов ЗакСа направить обращение к главе города с просьбой увеличить в два раза финансирование затрат на социальные перевозки. Получается, что после конкурса на право работы на коммерческих маршрутах, победители, взявшие на себя еще и социальную нагрузку, терпят убытки. В то же время специалисты Комитета по транспорту заявляют, что неплохо бы в городе вообще избавиться от коммерческого транспорта.
Ну, эта преамбула совершенно очевидна. Хотим больше денег — и не хотим, чтобы кто-то ещё ел нашу капусту.
Комитет по транспорту снова «плетет интриги». В 2006-ом году, когда был объявлен конкурс на право перевозок по коммерческим маршрутам, компаниям-участникам казалось, что в случае победы, только они будут обслуживать пассажиров, желающих ездить на «маршрутках». Для получения таких привилегий фирмы закупили автобусы большой вместимости и взяли на себя «социальную» нагрузку. Как сообщил председатель Правления некоммерческого партнерства "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев, члены ассоциации вложили более 1,5 миллиарда рублей собственных средств для приобретения 686 автобусов, которые работают на 224 социальных маршрутах.
Если кто не помнит, по поводу этого сомнительного во всех отношениях конкурса на форумах фонтанки сломано немало копий. На мой взгляд, всё совершенно очевидно. В городе существует неудовлетворённый спрос на некую услугу «проехать от дома на работу и обратно». Последовательно разваливаемый городской транспорт с этой задачей не справляется. Естественно, свято место пусто не бывает — и прореху тут же перекрывают многочисленные маршрутки. Ездить на них страшно — но по крайней мере не приходится мёрзнуть по часу на остановке, да и внутри, как правило, печка включена. Нормальная конкуренция. Не хочешь платить тем-которые-понаехали-тут-всякие — честно стой на остановке, а потом мёрзни в городском автобусе.
По разным причинам городские власти такая ситуация не устраивает. Объявляется конкурс, все участники которого обязаны закупить некое количество автобусов большой вместимости (то есть обладать достаточно нехилым начальным капиталом) — а выигравшим достаётся приз в виде комитета по транспорту, который метлой разгоняет неугодные маршрутки, освобождая дорогу новым, большим, светлым и уютным лайнерам, которые беспрепятственно бороздят просторы города.
Ладно сказка сказывается, но правда всегда оказывается другой. Конкурс прошёл, какие-то карманные компании его выиграли, цены на билеты «автоматически» поднялись... да вот только автобусов от этого больше не стало. Как они ездили по два в час, так ездят и дальше. Маршруточники поприжали было уши, но вскоре воспряли духом и продолжают нарушать все возможные правила движения, зарабатывая на жизнь. Рынок, дикий запад и всё такое. Сами к этому стремились.
Однако, даже спустя полтора года после проведения конкурса, маршрутки частных компаний, не принимавших участие в тендере, так и не исчезли с маршрутов и процветают, за 10 рублей перевозя пассажиров по центральным улицам города, а победители начали понимать, что терпят постоянные убытки. В понедельник, 17 августа, они собрались в ЗакСе для того, чтобы обсудить ситуацию и попросить денег из бюджета следующего года.
Вот, вот оно! Представляете, какие негодяи — перевозят пассажиров за десять рублей и процветают. А мы тут за четырнадцать корячимся и всё нам мало. Постоянные убытки.
По словам Василия Киселева, в городе сегодня работает до 900 автомобилей так называемых «нелегалов», которые «оттягивают» прибыль у маршрутчиков – победителей конкурса.
Ах они мерзавцы! Забросать их шапками!
Мне, как простому обывателю, совершенно не интересно, выиграл кто-то в каком-то конкурсе или нет. Меня волнует, чтобы на остановке я мог бы без толчеи и давки сесть на нужный мне маршрут и уехать. По возможности не очень долго его дожидаясь. По возможности чтобы внутри было тепло и можно было сесть. По возможности... Размечтался :)
Если автобусы победителей конкурса — или не победителей — будут ходить каждые десять минут, я готов дать обязательство не пользоваться услугами гадких маршруточников. Даже на пятнадцать минут согласен. Ну хорошо — поздно вечером на двадцать.
Но ведь нет их. Нет даже тех, которые значатся в вывешенных на остановке расписаниях.
Обещаниями про светлое будущее люди сыты по горло. В рассказы о том, что через год водители автобусов будут биться друг с другом, к кому из них ты соизволишь сесть, я не верю. Не будет этого. Ни от повышения цен, ни от конкурсов... Ехать мне надо сегодня. И завтра. И послезавтра — а не через год.
В результате покрыть убытки от социальных перевозок не получается. Городские субсидии в текущем году на эти нужды составляют 400 миллионов рублей, на будущий год – 600 миллионов рублей. А нужно как минимум в два раза больше. Наглядно ситуацию обрисовал заместитель генерального директора Петербургской транспортной компании (ПТК) Александр Антошевский. По его словам, обслуживание одного социального автобуса, включая зарплату водителя и кондуктора, составляет 7 тысяч рублей. Если разделить бюджетные субсидии, то получится по 1200 рублей в день. С каждого автобуса собирается выручки 800 до 1100 рублей в день. Итого не набирается и 3 тысяч рублей. «Я в убытке», - констатировал Антошевский и сообщил, что не может компенсировать затраты даже коммерческими перевозками, потому что ему конкуренцию составляют частники, не прошедшие конкурс.
Господин Антошевский решил, что к тяготам жизни, описанным эмоционально, но бездоказательно, надо бы добавить цифр.
Я не исключаю, что у законодателей настолько плохо с математикой, что умений хватает только разобраться в своих собственных зарплатах, премиях, дотациях и льготах. Мне разбираться особо не с чем, поэтому смог поделить названные суммы на 14.
Согласно Антошевскому, в течение дня на отдельно взятом городском автобусе проезжает за наличный расчёт всего лишь от 57 до 78 человек, остальные катаются зайцем, причиняя Петербургской транспортной компании прямой убыток.
Вы в это верите? Что ли не полениться и покататься весь день на каком-нибудь автобусе, пересчитывая проданные билеты?
Впрочем ведь, надуваловка таится совсем в другом. С некоторых пор слово «социальный» у официальных переводчиков стало ругательным и синонимом слова «дармовой». Хотя на самом деле это не так. Владельцы проездных билетов не едут на автобусах бесплатно. Они оплатили оптом ещё не полученную услугу. Предоставив автотранспортным предприятиям кредит на нехилую такую сумму, если посчитать всех горожан с проездными. Попутно избавив перевозчиков от расходов на инкассацию выручки. Даже и шустрые старушки-пенсионерки, весь день катающиеся в автобусах и метро с тяжёлыми тележками, тоже внесли свою лепту в этот кредит. А город что-то там к заплаченным деньгам добавил согласно пресловутому закону 122 о монетизации льгот.
Почему-то суммы, получаемые от реализации проездных билетов, господин Антошевский стыдливо замолчал.
(В нашем странном городе не исключено, конечно, что эти деньги не доходят до перевозчиков, оседая в каких-нибудь комитетах — но это, на мой взгляд, прямой повод для обращения в прокуратуру и прочие инстанции. Пассажиры сейчас учитываются, страхоподобные считыватели смарт-карт что-то там с них считывают и запоминают...)

Вот интересно, может, написать письмо в прокуратуру с жалобой на то, что заместитель генерального директора ПТК в своём выступлении привёл заведомо недостоверные данные, и попросить разобраться, намеревался ли он ввести депутатов ЗАКСа и лично меня в заблуждение или искренне заблуждается сам? И если второе, то не будет ли любезна уважаемая прокуратура прочистить ему мозги?

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
heatherfalls
Sep. 18th, 2007 06:20 pm (UTC)
я помню тот конкурс.

до него меня на работу возил большой желтенький полуавтобус (мерс, кажется) а после него - газели с отламывающейся дверью и наклейкой "победитель конкурса". только вот с ними не очень складывалось: - подъезжая к моей остановке из окна уже торчал чей-то зад.
( 1 comment — Leave a comment )